Международный музыкальный проект «Париж XX век»

понедельник
16 Окт 17
19.00
Москва
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского - Малый зал
Музыка

 

Купить билеты

Международный музыкальный проект «Париж: XX век» открывает европейским слушателям неизвестные страницы камерной музыки, знакомит с творчеством композиторов, в чьих судьбах запечатлена история минувшего столетия и Париж, ставший центром художественных поисков и свершений.

В программе концерта, который завершает совместное европейского турне Брамс-трио и французского ансамбля Des Equilibres 16 октября в Малом зале Московской консерватории, прозвучат редко исполняемые произведения французских авторов – фортепианный квинтет, написанный Луи Вьерном в 1917 году и посвященный «памяти сына, погибшего во имя Франции», и дуэты для скрипки и альта Николя Бакри, а также фортепианный квинтет одного из самых значительных композиторов русского зарубежья – Александра Черепнина. В концерте впервые будут исполнены два сочинения композиторов русского зарубежья, имена и творчество которых по разным причинам оставались неизвестными европейской публике до сегодняшнего дня – Фортепианное трио Владимира Дика, ученика Н.А. Римского-Корсакова, бежавшего от русской революции в Париж и погибшего в Аушвице в 1943 году, и «Элегия» для фортепиано и струнного квартета Михаила Левина, прожившего долгую и счастливую жизнь и вошедшего в историю французского кинематографа и Голливуда под псевдонимом Мишель Мишле.

Луи Вьерн (Пуатье, 1870 – Париж, 1937)

Фортепианный квинтет до минор ор. 42 «Памяти моего сына Жака, погибшего во имя Франции» (1917)

Квинтет был впервые опубликован в 1924 году в Париже в издательстве Мориса Сенара.

Премьера состоялась в зале Гаво в Париже 16 июля 1921 года в исполнении Ивонны Астрюк, Виктора Жентиля, Мориса Вьё, Маргарет Капонсакки, партию фортепиано исполняла знаменитая ученица Луи Вьерна Надя Буланже.

Великий французский органист и композитор, ученик и последователь Сезара Франка и Шарля Видора, Луи Вьерн известен, прежде всего, как создатель нового музыкального языка, на протяжении своего становления отразившего стремительную эволюцию искусства начала XX века. Автор шести органных симфоний и множества других сочинений, вошедших в сокровищницу репертуара симфонического органа – нового типа инструмента, обязанного своим появлением Аристиду Кавайе-Коллю, создатель новой органной школы, учитель Марселя Дюпре, Лили и Нади Буланже, Анри Ганьебена и других известных органистов и композиторов, Луи Вьерн был титулярным органистом Собора Парижской Богоматери с 1900 года и до последних минут своей жизни – он скончался в Соборе во время своего 1750-го сольного концерта 2 июня 1937 года. Трагический герой французской музыкальной истории, органист-виртуоз Луи Вьерн родился слепым, его преследовали неудачи на протяжении всей жизни, а события Первой мировой войны обернулись личной катастрофой – в сражениях погибли его брат и старший сын Жак. Среди немногих камерных опусов Вьерна, включающих струнный квартет, скрипичную и виолончельную сонаты, цикл пьес для виолончели и фортепиано, рапсодию для арфы, особняком стоит глубоко трагическое и страшное сочинение – Фортепианный квинтет до минор, посвященный памяти сына. Несправедливость, омрачавшая жизнь Вьерна, не оставляет его и после смерти: его камерная музыка почти не исполняется и остается практически неизвестной слушателям по сей день.

Мишель Мишле / Михаил Левин (Киев, 1894 – Лос-Анджелес, 1995)

«Элегия» ор. 4 для фортепиано и струнного квартета (1923)

Первое исполнение в Европе

«Элегия» была опубликована в 1923 году в Иерусалиме в издательстве Jibneh.

Премьера состоялась в Кеннеди-центре в Вашингтоне 19 марта 2009 года в исполнении Biava-Quartet и Константина Суховецкого.

На протяжении многих десятилетий Мишель Мишле был известен как один из ведущих композиторов Голливуда, автор музыки более чем к 100 фильмам, обладатель множества наград за вклад в развитие кинематографа, в том числе двух номинаций премии «Оскар». Его кинематографическая карьера началась в Париже в 1924 году, в 1942 году он бежал от нацистов в Америку и в том же году обосновался в Лос-Анджелесе. Он оставил Голливуд в возрасте 80 лет, чтобы посвятить остаток жизни классической музыке. И лишь немногие знали, что знаменитый французский композитор родился в Киеве, а его настоящее имя Михаил Левин. В юности он учился игре на виолончели у Юлиуса Кленгеля и композиции у Макса Регера в Лейпцигской консерватории, затем вернулся в Россию и занимался в классе композиции Рейнгольда Глиэра в Киевской консерватории. Позже он преподавал в Киевской, затем в Венской консерватории, а в 1923 году уехал в Париж. Тогда и была написана «Элегия», первоначально предназначавшаяся для струнного оркестра, но вышедшая в свет в авторской версии для фортепианного квинтета и с подлинным именем автора – Михаил Левин. В композиторском наследии Михаила Левина – фортепианная и вокальная музыка, скрипичные и флейтовые сонаты, фортепианные трио, концерт для скрипки и виолончели с оркестром и множество других сочинений, которым еще предстоит найти свой путь к слушателю.

Владимир Дик (Одесса, 1882 – Аушвиц, 1943)

Фортепианное трио до минор ор. 25 “Моему дорогому Мэтру Антуану Тоду» (1910)

Первое исполнение

Трио было опубликовано в 1910 году в Париже в издательстве Эмиля Галле.

Не исполнялось.

Владимир Дик родился в Одессе, учился у Римского-Корсакова в Петербурге, по его рекомендации в 1899 году уехал в Париж, чтобы продолжить обучение в классе гармонии и контрапункта Антуана Тоду и в классе композиции Шарля Видора в Парижской консерватории. После еврейских погромов на Украине и революционных событий 1905 года Дик решил не возвращаться в Россию и принял французское гражданство. В 1911 году был удостоен Римской премии за кантату «Яница». Ему сопутствовал успех, он был любим французской публикой. В архивах сохранилось множество упоминаний о сочинениях Дика, созданных в тот период, среди них – фортепианные и вокальные циклы, лирическая опера, транскрипции фортепианных и вокальных произведений Ф. Шопена и Э. Грига, обработки русских и еврейских песен, в том числе обработка для четырехголосного хора песни Hatikva, опубликованная издательством Salabert в Париже и Нью-Йорке в 1933 году и ставшая впоследствии государственным гимном Израиля. Он написал музыку для десятка кинофильмов, используя в качестве псевдонима анаграмму своего имени Дри Мивал. Среди его многочисленных студентов в Парижской консерватории была Анриетта Пуанкаре, жена президента Франции. В июле 1943 года в своей парижской квартире Владимир Дик вместе с женой и дочерью был арестован гестапо и отправлен в концентрационный лагерь в Аушвице. Точная дата его гибели неизвестна. За редким исключением рукописи его не сохранились.

Николя Бакри (Париж, 1961)

Четыре интермеццо ор. 16 для скрипки и альта (1984/1990)

Чакона ор. 30 для скрипки и альта (1990)

Дуэты опубликованы в 1991 году в Париже издательством Durand.

Премьера состоялась 24 ноября 1991 года на авторском вечере Николя Бакри в Аббатстве Во де Серн в предместье Парижа в исполнении Беатрис и Кристофа Гоге.

Николя Бакри окончил Парижскую консерваторию в 1983 году, ученик Клода Баллифа, Сержа Нига и Мишеля Филиппо. Лауреат Римской премии 1983 года. Будучи главой департамента камерной музыки Радио Франс с 1987 по 1891 год организовал цикл премьерных исполнений произведений композиторов, погибших в концентрационном лагере Терезин – Павла Хааса, Гидеона Кляйна, Ганса Краса и Виктора Ульманна. Преподавал оркестровку в Женевской консерватории и композицию в Региональной консерватории в Париже. В 2013 году премьерным исполнением «Четырех картин для оркестра» Бакри дебютировал в качестве дирижера с Лондонским симфоническим оркестром. В авторском каталоге Николя Бакри более 140 опусов, среди которых 7 симфоний, концерты для солирующих инструментов с оркестром, вокальная и фортепианная музыка, 9 струнных квартетов и множество ансамблевых сочинений для различных сочетаний струнных и духовых инструментов.

Александр Черепнин (Санкт-Петербург, 1899 – Париж, 1977)

Фортепианный квинтет Соль мажор ор. 44 (1927). Посвящен Тибору Харшаньи

Квинтет был опубликован в 1930 году в Вене издательством Universal.

Премьера состоялась в 1930 году в Копенгагене в исполнении автора и Венского струнного квартета.

Представитель замечательной русской музыкальной династии – сын композитора Николая Черепнина и певицы Марии Бенуа – Александр Черепнин в своей судьбе и в творчестве воплотил, а во многом и определил, пути развития музыкального искусства и мирового музыкального социума XX столетия. Ровесник века, он был свидетелем исторических катаклизмов, смены эпох, мировоззрений и эстетических ориентиров. Он объездил почти весь мир: родился в Санкт-Петербурге, учился в консерваториях Петрограда, Тифлиса и Парижа, был директором консерватории в Шанхае, преподавал в Японии, вел класс фортепиано в Русской консерватории в Париже и класс композиции в Чикагском университете. Он оставил в наследство более 100 опусов, включающих все жанры академической музыки – оперы, балеты, симфонии, концерты, камерную и фортепианную музыку, и новые принципы композиторской техники – интерпункт («нота между нотой» – в противоположность контрапункту «нота против ноты»), и 9-ступенную «гамму Черепнина» или, по определению Ю. Холопова, «Черепнин-мажор» (гамма, в которой октава делится на три равных тетрахорда, имеющих три модификации последовательностей тонов и полутонов), – изложенные в книге «Основные элементы моего музыкального языка». «Девятиступенная гамма, интрапункт, ясность, сжатость формы – таков был мой музыкальный багаж, мое музыкальное кредо, когда в августе 1921 года я обосновался в Париже», – писал А. Черепнин. «Я нашел в камерной музыке наиболее подходящую форму для материализации моих музыкальных заданий….Наиболее сложным по фактуре и последним камерным произведением в этой группе является мой квинтет ор. 44, сочиненный осенью 1927 года». Квинтет был написан для музыкального конкурса в Филадельфии. Посвящен композитору и пианисту Тибору Харшаньи, ученику Золтана Кодаи и Шандора Ковача, в 1920-1930 годы входившему наряду с А. Черепниным, Б. Мартину, А. Тансманом и многими другими в состав «Парижской школы композиторов».

«Des Equilibres», в составе:
Аньес Пика (скрипка)
Бландин Ледье (альт)

«Брамс-трио», в составе:
Наталия Рубинштейн (фортепиано)
Николай Саченко (скрипка)
Кирилл Родин (виолончель)

В программе:

Л. Вьерн (1870–1937)
Квинтет до минор, соч. 42 (1918)

Н. Бакри (р. 1961)
Четыре интермеццо для скрипки и альта, соч. 16 (1984/1990)
Чакона для скрипки и альта, соч. 30 (1990)

М. Мишле / М. Левин (1894–1995)
«Элегия» для фортепиано и струнного квартета, соч. 4 (1923)
Первое исполнение в России

В. Дик (1882 – 1943)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели  до минор, соч. 25 (1910)
Первое исполнение

А. Н. Черепнин (1899–1977)
Квинтет, соч. 44 (1927)

Купить билеты

 

Adresse: 
125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6