Блез Сандрар на перекрестке искусств

среда
16 Ноя 16
18.00
Москва
Французский институт/Москва
Анимация

Цикл лекций : История искусства

Эта вторая лекция по истории искусств Давида Равэ. Вниманию присутствующих будет представлена взаимосвязь между поэзией, живописью и музыкой в ​​творчестве писателя Блеза Сандрара.

 

Блез Сандрар на перекрестке искусств

 

Блез Сандрар (1887- 1961) поэт, романист, известный швейцарский журналист. Его жизнь проходит в многочисленных поездках: два года в Санкт-Петербурге,  путешествие по  Транссибирской магистрали от

 Москвы до Харбина в 1904 году, путешествие из Парижа в Нью-Йорк, автомобильные поездки по  Бразилии, многочисленные репортажи из  Голливуда.

Он был другом всех великих французских поэтов и художников авангардистов ХХ-го века: Соня и Роберт Делоне, Фернана Леже, Анри Руссо, Марк  Шагал, Амедео Модильяни. В сотрудничестве с ними она создаёт новое оригинальное артистическое направление: поэтическая живопись. Он и Гийом Аполлинер считаются  основоположниками нового направления в современной поэзии под названием «симультанизма», включающий такие инновационные элементы как разрушение классической рифмы, контрапункт, многообразие строф, эстетический контраст.

Это направление в живописи тесно связано  с темой современного города, с  революционными для того времени транспортными средствами (поезд, самолет) и с отношениями между поэтом и миром.

Сандрар, как очень хороший пианист, преподавал музыкальный анализ, пробовал свои силы как композитор, пытаясь написать симфонию. Он увлечен музыкой и его творчество вдохновляют два известных композитора из объединения французских композиторов Шестёрка : Онеггер и Мийо. Он также участвовал в организации Сезонов Шведского Балета и пишет либретто к одноактному балету «Сотворение мира». В тоже самое время Фернан Леже разрабатывет декорации и создает костюмы, Жан Бёрлен занимается хореографией, Дариуса Мийо пишет музыку.

Мы проанализируем поэзию Блеза Сандрара и его узы  с изобразительным искусством и музыкой, в частности, в двух его основных произведениях : Пасха в Нью-Йорке (1912) и  Проза Транссибирской железной дороги и малышка Жанна Французская  (1913).

В лекции сравниваются стихотворение о Нью-Йорке с картинами американского авангарда 1910-1920 годов, анализируется попытка переложения этого произведения на музыкальный ряд Артуром Онеггером  для струнного квартета в сопровождении  голосового контральто.

В картине-поэме «Проза Транссибирской железной дороги…» Сандрар и Соня Делоне используют технику симультанических цветных контрастов. Сандрар пытается исследовать и использовать в своём творчестве элементы Марка Шагала и Анри Руссо, стремясь объяснить свою новую эстетику.

И, наконец, мы станем свидетелями существования неразрывной связи между танцем, музыкой и живописью, а также  увидим каким образом африканская космогония становится созвучной « Сотворению мира», увидевшего свет в 1923 году.

 

                   

Adresse: 
Воронцово поле 16, стр. 1
Москва