ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МАЙ 68-ГО, ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ФИЛИППА ГРА

среда суббота
23 май 18 9 Июн 18
Москва
Французский институт
Выставка

Фотографии Филиппа Гра, долгое время остававшиеся неопубликованными, представляют собой, действительно, иное видение Мая 68-го. Самые известные до нынешнего времени снимки тех событий носили эпический оттенок: баррикады, метатели булыжников, молодая женщина, прекрасная как сама Свобода, несущая флаг, сидя на плечах у одного из демонстрантов, Кон-Бендит, вызывающе улыбающийся  полицейским… Существовала, несомненно, необходимость в том, чтобы событие, заставившее пошатнуться одно из старейших государств Европы,  находило воплощение в эпических образах.

А вот на снимках Филиппа Гра мы видим почти пустынные улицы, граффити в метро, людей, подбирающих булыжники вдали от баррикад, усталых демонстрантов, которых сморил сон, полицейских, стоящих в очереди за перекусом. Он показывает нам и зевак, и  убегающего студента, знающего, почему надо бежать от стоящего далеко позади полицейского кордона. Всякий, кто участвовал в уличном движении, знает, что именно так и происходит с большинством людей в подобных ситуациях. И именно в этом –  помимо большого таланта Филиппа Гра, его любви к контрастам и  юмора – секрет того, что эти фотографии нас понастоящему трогают.

Можно пойти еще дальше, сказав, что Филипп Гра –  фотограф стендалевского склада. Вспомним фразу Стендаля: «роман это зеркало, с которым идешь по большой дороге». Мелкие факты так же важны, как и крупные. Вспомним еще, как Стендаль показывает битву при Ватерлоо, увиденную глазами Фабрицио дель Донго. Герой видит ее лишь через призму множества мелких подробностей, возникающих по воле случая. Для Филиппа Гра это тоже  становится этическим выбором: снять происходящее как оно есть, но поймав  его в тот момент, когда оно максимально наполнено смыслом. Вот одетый в штатское мужчина что-то подбрасывает в зажженный посреди улицы огонь, вот задумчивая девушка продает революционную газету, вот работяги на мопедах приехали в Латинский квартал глянуть, на что похож этот самый Май 68-го. А потом неожиданно… да, действительно, эпическая фотография демонстрантов, залезающих на скульптуру Бельфорского льва, образуя до того правильную пирамиду, что кажется, будто фотография срежиссирована  по образцу той, на которой морские пехотинцы  водружают американский флаг над Иводзимой. И может быть есть еще одна в таком же духе. Это метатель булыжников. Но его мы видим всего лишь как далекую крохотную тень в ночи. А еще есть фотография трагическая: великая актриса Мадлен Рено, в своем полупальто,  смиренно представшая перед толпой, словно держа ответ перед революционным трибуналом и перед стоящим позади и вещающим в театральной позе прокурором. И, наконец, к счастью, есть две фотографии влюбленных. Потому что и это тоже – Май 68-го.

(По текстам Доминика Бо и Франсуа Никуло) 

Выставка пройдет во Французском институте.

Вход свободный

Adresse: 
Воронцово Поле, 16/1